МУ Жуковского района "СКЦ"

249191, Калужская область, г. Жуков, ул. Коммунистическая, д.5

Телефон

+74843254444

Эл. почта skc.zhukov@mail.ru

Обзор выставки репродукции картин «Красота материнства» в рамках Международного Сретенского кинофестиваля "Встреча"

6 апреля 2020 г.

Основная тема XV Международного православного Сретенского кинофестиваля «Встреча» - «Матушка. Мать. Родина-мать».

Эта тема продолжает развитие проекта «Десятилетие детства в искусстве кино». Три года назад, когда президент РФ В.В .Путин предложил эту концепцию, наш фестиваль увидел что она прекрасно воплощается в душе общества средствами кинематографа.

В первый год Десятилетия мы взяли основной темой фестиваля «Семья России - краса России». Во второй год темой стало «Отец. Отцовство. Отечество». И вот в 2020 году - материнство.

Начинается  экспозиция  с иконы. Кого же мы называем Матушкой? В первую очередь, конечно, нашу Матушку, Пресвятую Богородицу. Вот с нее мы и начнем разговор о материнстве.

 

Икона Пресвятой Богородицы «Первые шаги».

Редкая икона, малоизвестная. Она  очень любима и почитаема на Святой Земле.  Повествует  о  том, как сочетаются Божественное и Человеческое: младенец, делающий первые шаги к маме - и он же Бог, создатель нашего Мира. Икона находится в монастыре св. Герасима Иорданского, что стоит в трех километрах от места на Иордане, где крестился Спаситель.Монастырь Святого Герасима на Иордане — один из древнейших христианских монастырей в Палестине, основание которого датируется 455 г.

Следующая работа тоже икона.

 

 Пресвятая Богородица Августовская

 Написана она в начале 20 века, в период  Первой мировой войны.  Еще не было  гонений на церковь и солдаты в окопах  были искренне верующими христианами.  Тем более что в окопах атеистов не бывает.  И был случай, как рассказывают очевидцы, что солдаты перед тяжелым сражением молились Пресвятой Богородице о заступничестве,  и вдруг увидели  Ее. С любовью, как на родных детей смотрела на них Богородица. Это длилось очень не долго, но навсегда запечатлелось в их сердцах. Позже одним из  очевидцев была написана эта икона.

 

 К. Петров – Водкин  «1918 год в Петрограде»  ( Петроградская Мадонна)

 Художником Кузьмой Петровым-Водкиным  создается целый цикл работ посвященных женщине-матери. Одна из них «Петроградская Мадонна» В этой работе художник тяготеет  скорее к иконописи, чем к реальности. Недаром же даже название отсылает нас к   образу Богоматери.

Несмотря на видимую простоту, фигуры героев считываются зрителем как знаковые и символичные.

 Героиня воспринимается как мать всех детей, молчаливый свидетель ужасных событий, которые бросили под молох истории множество судеб, породив страхи, нищету и обездоленность. Невероятная по силе воздействия работа живописца! Некоторые критики олицетворяют эту женщину с Россией того периода

Картина «1918 года в Петрограде» - жестокая констатация фактов. Но на фоне разрухи и какой-то звенящей растерянной тишины, образ матери и младенца, как источник неиссякаемой жизни, предсказывает то, что будущее есть, пускай и не столь безоблачное. Герои картины – символ надежды, отчаянный и смиренный.

 

Александр  Шилов   «За  Веру и  Отечество»

Разведчица ВОВ  Н.Е. Малышева, ныне монахиня Адриана, насельница   Пюхтинского монастыря.

За Веру и Отечество!» — так называется портрет насельницы Пюхтицкого подворья монахини Адрианы, и именно с таким девизом прошла разведчица Наталья Малышева Великую Отечественную войну.    В разведроте Третьей Коммунистической дивизии Народного ополчения боец Наташа Малышева считалась талисманом. Свой первый подвиг она совершила 19 декабря 1941 года: она проползла за линию фронта и в буквальном смысле на себе вытащила раненного в ногу разведчика. Она 18 раз ходила за линию фронта. Войну закончила лейтенантом. После войны приняла постриг. Монахинь принято называть  матушками. И она действительно  была матушкой для всех, кто обращался к ней за помощью.

 

С. Герасимов    « Мать партизана» 1950г

Картину «Мать партизана», которую художник Сергей Герасимов писал семь лет, считают одной из самых драматических работ всего советского искусства военного времени.

Писать картину «Мать партизана» художник начал в 1943 году.    Как однажды сказал художник, он хотел в образе простой крестьянки —  матери партизана, показать всех матерей, которые отправили на войну своих сыновей.

Образ пожилой крестьянки, у которой сына уводят на казнь, повествует о духовной силе, ставшей неодолимой преградой для захватчиков..

В центральной части картины, на фоне дымного пожарища с гордо поднятой головой стоит мать партизана.  Она воплотила в себе образ всех женщин, чьих детей казнили на её глазах. Её лицо хранит суровую печать великого страдания, но это страдание гордого, сильного человека. Женщину не могут запугать фашистские захватчики. За её спиной — родная земля, оскверненная врагами и залитая кровью, священная родная земля. Мать своим телом словно защищает Отчизну, за которую гибнут её дети. Великую силу народного гнева ощущают на себе враги.

 Образ фашиста резко контрастирует с фигурой русской женщины. Мастер идеально выписал поворот головы врага и съакцентировал внимание на тяжести челюсти и угрюмости лба. В нём от этого проступает нечто звериное. Его фигура достаточно хрупкая, а ноги при этом нарисованы кривые. Повелевающий его жест, словно повис в пространстве.

 

В.П Фельдман « Родина»

Картина «Родина» была написана Владимиром Петровичем Фельдманом в пятидесятых годах прошлого столетия. Он сам являлся участником военных событий, поэтому хоть и прошли годы, но эта тема так осталась в его памяти.

В своей работе ему очень хотелось передать чувства, которые испытывали солдаты, возвращаясь на Родину после тягот войны. О том, как люди были рады каждому дереву, травинке, которые произрастали возле их поселений.

В картине «Родина» перед нами солдат, который одет в шинель, но без головного убора, на его спине вещевой мешок. Он подсказывает зрителю, что солдат добирался издалека. Он устал, остановился, и обнял стан первой попавшейся березки на пути. Его взгляд устремлен вперед, на домики его родной деревни. При виде их, от нахлынувших чувств, у него как бы закончились силы идти дальше..

 Березовая роща на холме, о которой солдат много раз вспоминал, когда грустил по дому.  Под холмом находится деревня, видны несколько деревянных домов. Заднюю часть холста занимают: распаханное поле и лесные посадки.

 В своей картине живописец передал красоту малой Родины, которую все любят, всегда стараются туда вернуться, чтобы испытать разные чувства. Но прежде всего всегда помнится, что было в детстве.

Вникая в основную мысль произведения мы понимаем, что  самое главное, что художник в своей работе смог донести важность смысла слов милая  Родина.

 

Инна Романовна Королёва  « Родина – мать» (2011г)        

В решительном порыве стоит на кургане женщина с мечом в руках. Ее необычайно выразительное, волевое лицо и повернутый торс, развивающиеся на ветру волосы создают ощущение значительной силы. Раздуваемые ветром концы платка делают ее похожей на птицу. В безмолвном крике призывает она идти за собой сыновей своей страны, идти в бой и биться с врагом на смерть, стоять до конца. В глазах горит огонь, что готов в любой момент вырваться наружу и дать недругам отпор. Это не памятник – скорбь, а памятник – призыв!

 Таким видит современный человек этот монумент. И Инна Романовна, вдохновленная этой скульптурой, написала картину, на которой выразила не только символ Матери Родины, но изобразила ту русскую землю, простой, русский  пейзаж, защищать который  она  призывает.

 

Братья Алексей и Сергей  Ткачевы «Матери»

Одна  из  самых известных картин этих  художников  "Матери"  была  написана в начале  60-х годов 20 века, когда  творчество братьев находилось на своём пике.

Предоставим слово авторам:  "Наша давняя задумка написать картину о русских матерях нашла в Новых Котчищах благоприятнейшую почву...в деревне жило немало женщин разных возрастов, судьбы которых были настолько яркими, и такими они были изобразительными - садись и пиши картину. Кто постарше из нах - были свидетелями двух эпох, и неизвестно, в какую из них им жилось легче, при "царе" или при "новой власти". Своим долготерпением они поражали нас, трудясь с утра до ночи, воспитывая детей , внуков и правнуков....

 

С. И  Медяников  «Бабушка приехала»

 Картина повествует о жизни простых людей, переживших войну и теперь радующихся жизни. Простой . незамысловатый сюжет, известный каждому. Радость встречи нескольких поколений.

 

Ю.П.Кугач.«Первые шаги»  1964

 Дети подрастают. Говорят первые слова, делают первые шаги. И этому радуются не только родители, но и все члены семьи. На картине изображена семья 4 поколений: бабушка, мама, старшая дочь и совсем маленький сын, который делает свои первые шаги. Художник написал мать и старшую сестру стоящим на коленях, перед большим семейным событием- сын встал на ноги! Он делает самостоятельно первые шаги в жизнь.

 

В. Казача  «В кругу семьи»

 Молодая мама сидит,  нежно держа ребенка на руках.  Отец протягивает руки, что бы тоже поиграть с ним.  На них с улыбкой смотри бабушка. В окно льется  яркий свет, и как ореолом освящает голову матери, как бы предавая ей  образ святости материнства. Подчеркивает это и висящая на стене «Мадонна с младенцем» Рафаэля. Картина дарит радость зрителю, художник выражает  восхищение семейными ценностями.

 

А.Г.Гуляев «Новый год»

 Что мы вспоминаем, мысленно возвращаясь в детство? Встречу Нового года, свой день рождения в кругу семьи, совместные праздники. Вот и на этой картине художник запечатлел  радостный момент  украшения елки вместе с мамой. Это то, что останется в памяти на долгие годы и будет напоминать о родном доме, родителях, даже тогда, когда дети подрастут и уедут из дома.

 

Яблонская    Ольга Георгиевна   «Материнство» и Е.В. Вилкова  « Материнство»

 Две картины, написанные  двумя художницами в наши дни. В стране давно нет войны,  мирно и спокойно живут матери. Это хорошо передано светом, льющимся из окна,   мирным сном не только детей, но и совсем молодой  матери, заснувшей вместе с ними. Жаль, конечно, что в современных работах изображают только двух детей в семье, но глядя на молодость матерей, можно надеяться,  что они еще подарят России сынов и дочерей, которые будут любить и беречь Родину, как родную мать.

 

Михаил  Савицкий  Партизанская Мадонна 1967г

Его «Партизанская мадонна», которая известна всему миру, так же, как и мадонны да Винчи и Рафаэля, торжествует над войной и разрухой. Она всесильна и всемогуща, ибо она — Мать…

В картине «Партизанская Мадонна» художник обращается к вечному символу жизни – материнству.    В центре композиции — фигура женщины — матери с младенцем на руках. Именно вокруг неё и сгруппированы все остальные детали картины. Взгляд матери, окруженной ореолом света, с любовью и надеждой задумчиво устремлен вдаль. Она словно желает рассмотреть, что ждёт впереди. В том, что враг будет побеждён, сомнений нет, но многие ли доживут до этого светлого дня?

Партизанский отряд уходит в бой, женщины работают в поле… Супруг, именно он изображен на лошади, идёт вслед товарищам, бросая прощальный взгляд на жену. Как знать, вернётся ли он или этот образ — уже просто видение из прошлого. Реален лишь младенец, которого она сейчас кормит грудью.

У босых ног молодой матери, пригорюнившись, сидит пожилая женщина со скорбным ликом. Трудно сказать, кем она приходится мадонне: матерю, свекровью, а, может, просто знакомой по партизанскому отряду… Но ясно одно — старуха, как только представится возможность, станет молиться за здравие этого младенца, его родителей и всех, кто оказался на войне.

 

 

Филатов    Владимир Викторович  «Чаепитие» ( День рождения) 1997

Яркое, солнечное утро. Мама и трое детей сидят за накрытым к чаю столом. Мама одета не по - домашнему.  Скорее всего, все сейчас позавтракают и пойдут каждый по своим делам. Но это радостное чувство семейного чаепития - красиво накрытый стол, уютный дом, забота мамы  останется в памяти навсегда. И слова дом и мама будут согревать  сердца, помогут создать свои семьи, в которых будет такая же теплота.

Наверх